Количество уехавших в Сербию россиян за последний год существенно возросло — по данным WSJ, за 2022 год в страну въехало порядка 50 000–100 000 граждан РФ. Между Россией и Сербией действует безвизовый режим. На её территории без оформления визы граждане РФ могут находится до 30 дней. Это удобно, поэтому многие рассматривают данную страну для въезда и оформления карт. Соответственно, периодически возникают вопросы о том, как открыть счёт в банке Сербии, возможно ли открытие брокерского счёта для нерезидентов, как зарегистрировать фирму и т.п. В данной статье мы постараемся подробно ответить на эти вопросы.
Зачем нужен счет и карта банков Сербии?
Счёт и карта в банке Сербии может вам пригодиться, если вы планируете, например, посетить эту страну в туристических целях и совершать покупки. Также карта будет полезна, если ваша работа связана с командировками в Сербию, или вы планируете навещать родных и близких.
Карта сербского банка будет удобна для проведения расчётов в Сербии, а также может использоваться в других зарубежных странах, кроме России.
Если вы рассматриваете открытие карты банка Сербии только для привязки к платёжным системам и покупок в зарубежных интернет-магазинах, то, скорее всего, будет удобнее открыть карту в другой стране. Открытия счёта и изготовления карты в Сербии порой приходится ждать довольно долго. Кроме того, не все банки имеют мобильные приложения, и не каждую карту получится привязать к популярным платёжным системам, например, к Google Pay. К тому же возникают сложности при пополнении карт из-за границы.
Как и где открыть банковский счет и получить карту в Сербии?
В Сербии граждане РФ могут по-прежнему могут открыть карты в ряде банков, но возникают сложности при переводе денег на карту из России, т.к. такие операции не проводят банки-корреспонденты. Также некоторые банки ужесточили условия и требуют для открытия счёта наличие трудового договора.
API Bank

Граждане РФ могут оформить карту в API Bank, предостатвив следующие документы:
- загранпаспорт;
- внутренний паспорт;
- распечатка регистрации (белый картон).
Для открытия счёта и получения карты понадобится около 6000 динар. Открытие счёта занимает примерно 2 недели, затем в среднем около 2 недель изготавливается карта. Карту API Bank можно привязать к системам PayPal, Airbnb и другим. Привязка к Google Pay не осуществляется. Не поддерживаются входящие международные переводы в рублях, кроме SWIFT. При отправке перевода в рублях на счёт API Bank взимается существенная комиссия. Тем не менее, карту можно пополнять через отделение и пользоваться ей как в Сербии, так и в других странах. Можно снимать деньги в банкоматах.
Poštanska štedionica

Сербский банк Poštanska štedionica — один из наиболее понятных и надёжных банков, доступных гражданам РФ для открытия счёта.
Для получения карты понадобится:
- заполнить KYC анкету на английском языке (займёт 20–30 минут);
- предоставить оригинал загранпаспорта (копию сделают в банке);
- сделать распечатку регистрации (белый картон).
После подачи документов нужно будет подождать около двух недель, а затем прийти в отделение, чтобы узнать о решении по заявке. В банке можно открыть мультивалютный счет, при оплате в Сербии валюта будет конвертироваться в динары.
Expobank

В Expobank граждане РФ могут открыть валютный счет и завести карту в валюте Сербии, динарах. Переводы в иностранной валюте также поддерживаются, но только с конвертацией в динары.
Raiffeisenbank Serbia

Примерно до августа 2022 года оформить счёт в Raiffeisenbank для граждан РФ не составляло труда. Но затем требования ужесточились, и сейчас, помимо стандартного перечня документов, потребуется также трудовой договор, вид на жительство или трудовая виза.
В остальном банк очень удобен в плане открытия и обслуживания счёта благодаря удобному сервису и возможности пересылать средства из российского Raiffeisenbank, а потом отправлять на открытый счёт в Сербии.
HALKBANK

Также граждане из РФ могут открыть карту в отделении HALKBANK. Понадобится только заполненное заявление, подтверждение законности пребывания на территории страны («белый картон») и документ, удостоверяющий личность.
Например, в банке можно открыть дебетовую платежную карту DinaCard, сделть и вести счёт в иностранной валюте. На карту не получится перевести платёж из-за границы, так как банки-корреспонденты накладывают ряд ограничений. Тем не менее, внутри страны карта работает как обычно, также ей можно расплачиваться везде, кроме России.
Доступно пополнение и снятие через банкоматы, есть мобильный банкинг, рассылка уведомлений.
Ведение расчетного счёта с поддержкой базовых услуг обойдётся примерно в 150 динаров в месяц, стоимость фиксированная.
Как открыть брокерский счет?
Для открытия брокерского счёта в Сербии можно обратиться в Erste Bank, банк ОТП, Raiffeisen Bank и другие компании. Также это можно сделать через онлайн-брокеров, например, с помощью BDD Tradewind 24 AD.
Открытие брокерского счёта осуществляется бесплатно, после чего на него можно переводить средства для приобретения инвестиций. Тем не менее, нужно учитывать то, что за обслуживание придётся уплачивать комиссии.
Размер комиссий зависит от конкретной компании, управляющей счётом. Сборы за ведение счёта могут сниматься каждый месяц, раз в квартал или раз в год. Также брокеру нужно будет выплачивать установленную комиссию за совершение сделки.
Если физическое или юрлицо, желающее открыть брокерский счёт, не является резидентом Сербии, то ему нужно будет предоставить следующие документы для открытия счёта:
- копия паспорта или другого удостоверящего личность документа, заверенная соответствующим образом;
- копия паспорта или другого документа налогового представителя, с оригиналом (для сверки);
- копия доверенности;
- решение о присвоении ИНН.
При заключении Соглашения через доверенное лицо нерезидент должен предоставить следующий пакет документов:
- копия паспорта или другого удостоверяющего документа, заверенная соответствующим образом;
- копия доверенности;
- копия паспорта или другого документа налогового представителя, с оригиналом (для сверки);
- решение о присвоении ИНН.
- оригинал или заверенная копия доверенности на открытие счёта и обращение с ценными бумагами (с заверенным переводом);
- заверенная копия паспорта или другого документа доверенного лица;
- доверенность также должна быть должным образом заверена в стране нерезидента, также необходимо проставить апостиль через суд или другой компетентный орган Сербии (например, в министерстве).
Уполномоченный должен иметь при себе копию доверенности в налоговую, а также копию общей доверенности, предоставляемой банку (так как нерезидент выступает в качестве будущего владельца ценных бумаг). Ещё один экземпляр общей доверенности понадобится Налоговому управлению для подачи декларации от имени нерезидента.
Если счёт открывается для юридического лица-нерезидента, то понадобится предоставить следующий пакет документов:
- выписку не более, чем трёхмесячной давности, из реестра предприятий с указанием местонахождения фирмы, её юридического адреса, представителя;
- заверенный перевод документов;
- заверенная копия личного документа представителя юрлица;
- решение о назначении представителя в налоговую, заверенная доверенность, выданная лицу-гражданину РС;
- копия личного документа представителя (и оригинал для сверки);
- решение Налогового управления о присуждении ИНН;
- заявление ответственного лица, подтверждающее достоверность документации.
Если в число владельцев юридического лица, заключающего Соглашение, входит другое юрлицо, имеющее долю участия свыше 25%, то понадобится выписка из реестра (не более трёхмесячной давности) на это юрлицо вплоть до конечного владельца — физлица с долей участия более 25%, а также документ, удостоверяющий его личность.
При заключении Соглашения через доверенное лицо также понадобится:
- доверенность на заключение Соглашения и проведение операций с ценными бумагами (оригинал, а также заверенная копия на иностранном языке с оригиналом перевода, сделанного судебным переводчиком);
- заверенная копия документа, удостоверяющего личность доверенного лица;
- копии доверенности и общей доверенности в налоговую и для банка, а также экземпляр общей доверенности для Налогового управления.
Полный комплект документов должен быть нотариально заверен в стране нерезидента, апостилирован уполномоченным органом в Сербии. Вся документация должна иметь заверенный перевод, выполненный судебным переводчиком.
Как открыть компанию и счет для компании?
Чтобы открыть фирму в Сербии, понадобится пройти ряд процедур. В первую очередь необходимо:
- выбрать подходящую правовую форму предприятия;
- обзавестись действующим юридическим адресом;
- проверить по базе наименование юридического лица;
- подготовить пакет учредительных бумаг;
- проставить апостиль в соотвествующем органе;
- открыть счет для организации;
- уплатить пошлину;
- внести учредительный капитал и т.д.
Лицу, открывающему компанию, требуется отметиться в нескольких контролирующих структурах:
- в налоговой;
- в пенсионном фонде;
- в службе страхования;
- в AgencijazaPriivredneRegistre и др.
Понадобятся следующие данные:
- информация о владельце (для физлиц — заверенная копия загранпаспорта и общегражданского паспорта; для юрлиц — оригинал выписки из зарубежного реестра предприятий, также нужны заверение, апостиль и перевод на сербский язык);
- данные о директоре — заверенная копия паспорта и подтвержение фактического места проживания (внутренний паспорт, счет за коммунальные услуги);
- при оформлении через посредника — заверенная у норатиуса доверенность с апостилем;
- сертифицированная и нотариально заверенная форма ОП для юридического лица-нерезидента с апостилем;
- описание деятельности компании в Сербии;
- юридический адрес компании;
- данные о внесении уставного капитала.
Все документы должны быть переведены на сербский язык и заверены должным образом.
Видео-обзор (Добавить YouTube-обзор ссылкой)
В этом видеоролике рассказывается о том, как открыть счёт в банках Сербии: